![]() ![]() Организация работы отдела кадровВсе права и обязанности начальника отдела кадров, и других работников предприятия, обязательно должны быть изложены в должностной инструкции и доведены под роспись штатных служащих отдела, инструкция утверждается руко- водителем предприятия. Право, началь- нику отдела кадров, на самостоятельное принятие решения по отдельным вопросам делегируется ему руководителем пред- приятия и отображается в разделе «Имеет право», должностной инструкции началь- ника отдела кадров. Безусловно, в первую очередь это касается руководства отделом кадров. Все реше- ния относительно работников отдела кадров начальник принимает самостоятельно. К таким решениям принадлежат, в частности:
Следует отметить, что принятие на работу и освобождение из работы работников отдела, а также направление их на учебу в высшие учебные заведения происходит по согласию или представлением начальника отдела кадров. Последний может также самостоятельно налаживать связки с центром занятости, кадровыми агентствами, учебными заведениями и другими предприятиями по вопросам отбора кадров (без права самостоятельного заключения любых соглашений), выдавать справки нынешним и прежним работникам предприятия о их работе на этом предприятии (если подпись руководителя на справке не является обязательной). Начальник отдела кадров подчиняется непосредственно руководителю предприятия, а на больших предприятиях – заместителе руководителя по кадровым вопросам или директоре из персонала. Перечень полномочий начальника отдела кадров за письменным распоряжением руководителя предприятия может быть увеличен. Документы, представляемые на подпись руководству предприятияВ разделе «Задание и обязанности» Должностной инструкции начальника отдела кадров отмечаются виды работ, которые он должен выполнять. Отсюда и выплывает перечень документов, которые он сам или с привлечением подчиненных готовит для представления на рассмотрение или на подпись руководству предприятия а именно:
Заметим, что достаточно часто руководители предприятий или их заместители, главные бухгалтера, руководители других подразделов требуют от начальника отдела кадров подготовки и составления проектов приказов производственного характера. Это недопустимо, поскольку такие приказы готовит тот отдел, который инициирует или является исполнителем конкретных действий (мероприятий). Отдел кадров готовит лишь проекты приказов из персонала на основании Положения о отделе кадров или должностной инструкции начальника (инспектора) отдела кадров. Чтобы не возникали вопросы, кто должен готовить тот или другой приказ, в должностных инструкциях руководителей отделов или ответственных лиц должен быть отображено, какие именно документы готовит отдел или конкретное должностное лицо. Оборудование помещения отдела кадровВ первую очередь отметим, что помещение отдела кадров должно быть изолированное от других помещений, оборудованное сигнализацией на окнах и дверях, а также стальной решеткой на окнах, если оно расположено на нижних этажах или рядом есть балконы или карнизы на стенах. Желательно также, чтобы отдел кадров был доступным для посетителей, то есть содержался поза проходной (если такая есть на предприятии). Двери помещения должны быть огнеупорными (лучше всего – металлическими) с надежными замками. Помещение отдела кадров, обычно, состоит из общей комнаты работников отдела и отдельно выделенной или отделенной комнаты (кабинету) начальника отдела. При этом комната работников отдела обязательно должна быть перегорожена барьером на служебную зону, в которую имеют право заходить лишь работники отдела кадров, и зону для посетителей. Последнюю оборудуют небольшим письменным столом, стульями, письменным приладдям. В ней должны быть размещении образцы написания разных документов (заявлений, обращений, докладных записок и тому подобное), а также Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, Правила военного учета для военнообязанных граждан, сжатое описание пропускного режима предприятия (если такой применяется) и образцы пропусков. Помещения отдела кадров оснащають средствами вентиляции или кондиционирования для поддержания постоянной температуры воздуха в пределах 18 –20 °C, аптечкой и средствами пожаротушение. Кроме того, определяя размеры помещения, его расположения и нужное оборудование, следует помнить и учитывать рекомендации, правила и нормы эргономики, производственной санитарии, охраны труда и противопожарной безопасности. Рабочие места работников должны быть оборудованы удобными письменными столами, креслами, телефонами с выходом на городскую сеть, а в кабинете начальника отдела – с выходом на междугородную сеть. Каждое рабочее место оборудуют также компьютером с современным программным обеспечением – офисными и кадровыми программами. Освещение рабочих мест должно быть качественным. В помещении отдела кадров должны быть:
![]() ![]() |