![]() ![]() УВЛЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ: БЕДА ИЛИ БЛАГО? ![]() В последнее десятилетие компью- теры стремительно внедрились в нашу жизнь. Представить себе современного человека, который может, без ущерба для себя, дистанцироваться от компьютера и Интернета, невозможно. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с ком- пьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютер становится неотъемле- мой частью современной жизни не только взрослого, но и ребенка. Многие родители ошибочно считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру. Но появление компьютеров, «спровоцировало» появление и компьютерных игр, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра). Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них. Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают не ролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра. Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками. Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом. Приоритетом должны пользоваться подвижные игры боулинг, футбол, волейбол. В этом возрасте нужно активно заниматься музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего. Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т.д. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры. Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели не ролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни. Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье или со сверстниками, потребность избежать физического или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д. В этот период, родители ни в коем случае не могу позволить себе исключить эту проблему как таковую. Именно в этот период ребёнок нуждается в их помощи. Нужно сделать всё, что-бы показать ребёнку преимущество реальной жизни. Главным фактором игровой зависимости можно считать цель, которую ребёнок ставит невольно перед собой. Простое желание пройти сложный уровень и закрепить свой игровой статус, как «супергероя» - это плохо, очень плохо. Правильно будет показать ребёнку, социальную значимость его игры. Конечной целью должно стать самоутверждение среди друзей, одноклассников. То есть, добившись хороших результатов в игре, освоив очередной «сверхтрудный» уровень, он должен испытывать желание поделиться своим умением, опытом, знаниями, с родителями, друзьями, и просто с окружающими его близкими людьми. Ему должно быть приятным показать своё «умение», передать свои знания и опыт (причём безвозмездно) другу, научить его тому, что сам он знает. Поставив перед ребёнком такие цели, и убедив его в правильности его действий, можно быть уверенным, что его социальное окружение будет для него иметь приоритетное значение. А вам не придётся думать об игровой зависимость сына или дочери. Психологические механизмы зависимости от компьютерных игрРодителям хочется помнить, что есть два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр:
И в первом и во втором случае дети заблуждаются, но к сожалению не без нашей «помощи»:
Следовательно, есть основания предположить, что механизмы зависимости не будут работать, если ваш ребёнок полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной. ![]() ![]() |
Комментарии (0):
Добавление комментария