На главную Напишите нам! Напишите нам!
17-08-2012
УВЛЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫМИ ИГРАМИ: БЕДА ИЛИ БЛАГО?

В последнее десятилетие компью- теры стремительно внедрились в нашу жизнь. Представить себе современного человека, который может, без ущерба для себя, дистанцироваться от компьютера и Интернета, невозможно. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с ком- пьютером постоянно – на работе, дома, в машине и даже в самолете. Компьютер становится неотъемле- мой частью современной жизни не только взрослого, но и ребенка.

Многие родители ошибочно считают, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Тем самым ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру.

Но появление компьютеров, «спровоцировало» появление и компьютерных игр, которые сразу нашли массу поклонников среди детей и взрослых. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет создавать очень реалистичные игры с хорошим графическим, цветовым и звуковым оформлением, что влечет за собой рост количества людей, фанатично увлекающихся компьютерными играми - геймеров (от английского «game» - игра).

Действительно, компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. Дошкольников уже порой не интересуют обычные игрушки, как раньше, они стремятся быстрей попасть домой, потому что там их ждет заветная игра. Школьники прогуливают занятия только из-за того, что всю ночь провели у экрана и не успели подготовиться к урокам, которые становятся менее важными, чем пройденный уровень игры. А на переменах в школе сейчас одной из наиболее актуальных тем становится тема компьютерных игр и количество очков за них.

Исследователи считают, что потребность в игре как таковой, свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребенок получает удовольствие. Определенное место в ряду компьютерных игр занимают не ролевые логические и обучающие игры. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, игра.

Вместе с тем, ребенок, который всем остальным развлечениям и увлечениям предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже и развивающие, подвергается риску возникновения многих серьезных проблем. Проведенные исследования доказали, что если ребенок младше 10 лет пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие, как физическое, так и психическое. Просиживая за любимой компьютерной игрушкой, такой ребенок начинает вести не свойственный этому возрасту образ жизни, исключающий необходимую двигательную активность, развитие широкого спектра эмоциональных реакций, познание окружающего мира, формирование коммуникативных навыков в общении и в обычных детских играх со сверстниками.

Психологи считают, что до 10-11 лет для развития детей гораздо более полезно заниматься спортом. Приоритетом должны пользоваться подвижные игры боулинг, футбол, волейбол. В этом возрасте нужно активно заниматься музыкой, рисованием, ходить в походы, кататься на роликах, коньках, лыжах, велосипеде. Надо также иметь в виду, что детям трудно соблюдать «меру» в игре, т.к. процессы саморегуляции у них еще недостаточно сформированы, а значит им трудно ограничивать время игры на компьютере, вовремя делать перерывы, следить за режимом питания.

Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Анализируя проблему увлеченности компьютером, исследователи обращают особое внимание на то, что дети порой настолько вживаются в компьютерную игру, что в виртуальном (вымышленном) мире игры им становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. В этом мире существуют интересные задачи, невыполнение которых не приводит к каким-либо отрицательным последствиям: к плохим отметкам, к порицанию со стороны родителей, к разочарованию в себе и т.д. Больше того, сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

Установлено, что ролевые компьютерные игры в большей степени, нежели не ролевые, позволяют человеку уйти от реальности в виртуальный мир. Дети и подростки, не сумевшие реализовать себя в повседневной жизни, в ролевых компьютерных играх принимают на себя роль компьютерного персонажа, отождествляются с ним и получают возможность через новую для себя роль удовлетворить те потребности, которые остаются неудовлетворенными в реальной жизни.

Вслед за этим, чем больше ребенок начинает играть, тем отчетливее и важнее становятся для него различия между реальной жизнью и виртуальной. Постепенно игра превращается в средство компенсации его жизненных проблем: удовлетворение жажды приключений, желание снизить эмоционально-психологическое напряжение, вызванное нарушенными отношениями в семье или со сверстниками, потребность избежать физического или эмоционального насилия, уход от проблем, связанных со школьной неуспеваемостью, желание расслабиться и отдохнуть и т.д.

В этот период, родители ни в коем случае не могу позволить себе исключить эту проблему как таковую. Именно в этот период ребёнок нуждается в их помощи. Нужно сделать всё, что-бы показать ребёнку преимущество реальной жизни. Главным фактором игровой зависимости можно считать цель, которую ребёнок ставит невольно перед собой. Простое желание пройти сложный уровень и закрепить свой игровой статус, как «супергероя» - это плохо, очень плохо.

Правильно будет показать ребёнку, социальную значимость его игры. Конечной целью должно стать самоутверждение среди друзей, одноклассников. То есть, добившись хороших результатов в игре, освоив очередной «сверхтрудный» уровень, он должен испытывать желание поделиться своим умением, опытом, знаниями, с родителями, друзьями, и просто с окружающими его близкими людьми. Ему должно быть приятным показать своё «умение», передать свои знания и опыт (причём безвозмездно) другу, научить его тому, что сам он знает. Поставив перед ребёнком такие цели, и убедив его в правильности его действий, можно быть уверенным, что его социальное окружение будет для него иметь приоритетное значение. А вам не придётся думать об игровой зависимость сына или дочери.

Психологические механизмы зависимости от компьютерных игр

Родителям хочется помнить, что есть два основных психологических механизма образования зависимости от ролевых компьютерных игр:

  • потребность подростка в уходе от реальности, где его не слышат, не понимают;
  • принятие ребёнком роли другого, более достойного, более сильного, чем он есть на самом деле.

И в первом и во втором случае дети заблуждаются, но к сожалению не без нашей «помощи»:

  • Это мы их не слышим, не понимаем, отмахиваемся от их «назойливости», запрещая всё, что нас не устраивает, что нам не нравится. Это у нас не хватает времени выслушать их вопросы и предложить помощь, самого близкого им человека, в решении их пусть даже «незначительных» на наш взгляд проблем;
  • Это Вы развиваете в них комплекс неполноценности, постоянной и не всегда заслуженной критикой любых действий с их стороны, это от вас ваши дети не могут дождаться заслуженной ими похвалы.

Следовательно, есть основания предположить, что механизмы зависимости не будут работать, если ваш ребёнок полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной.

Комментарии (0):

Добавление комментария

Ваше имя:
Ваше e-mail:

Вы человек? Нажмите на картинку "киви":

l1mon
abuz
chunky
bounty

Добавить в Мой Мир  Добавить в ВКонтакте.ру  Добавить в Facebook  Добавить в LiveJournal  Добавить в twitter

 
Яндекс.Метрика
Копирование возможно при указании прямой индексируемой гиперссылки